Чебоксарское музыкальное
училище имени Ф.П. Павлова
Шупашкарти Ф.П. Павлов
ячĕллĕ музыка училищи
C апреля 2017г. Чебоксарское музыкальное училище осуществляет профессиональную переподготовку по программам академических видов искусств
Календарь
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
2017 год — Год Матери и Отца в Чувашской Республике


Главная страница » Выпускники » Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»
Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»
Категория: Выпускники
«Театр — это такая кафедра,
с которой можно много сказать миру добра»
Н.В. Гоголь

Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Великий русский режиссёр и театральный реформатор Константин Сергеевич Станиславский как-то сказал: «Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей». Я, как заядлый театрал, не могу с этим не согласиться. Когда зритель видит, как актёр проживает роль, которую он играет на сцене, пропуская её через себя, то невольно и сам вместе с ним начинает и радоваться, и печалиться.
И у нас в Чувашии есть такие служители Мельпомены, которых хочется смотреть и слушать и по-настоящему им верить, получая истинное художественное наслаждение. Подобным ярким примером является оперная певица и актриса, заслуженная артистка Чувашской Республики, лауреат международных и республиканских конкурсов, солистка Чувашского государственного театра оперы и балета и просто замечательный человек – Людмила Яковлева. Я редко встречал людей подобного таланта и такого удивительного обаяния.
Вот уже 20 лет певица радует слушателей своим лёгким, искрящимся голосом. Из них 15 лет работает она в Чувашском государственном театре оперы и балета. Ею исполнены десятки ролей, среди которых: Татьяна («Евгений Онегин»), Виолетта («Травиата»), Джильда («Риголетто»), Нарспи («Нарспи»), Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Иоланта («Иоланта»), Марфа («Царская невеста»), Графиня («Свадьба Фигаро»), Розалинда и Адель («Летучая мышь»), Марица («Марица») и многие другие. И везде она разная, каждая её роль не похожа на другую.
Удивляет, где она берёт столько энергии, позитива, новых творческих идей! Мало того, она ещё может и заразить любого своим жизнелюбием и поднять настроение. Её роскошным сопрано невозможно не насладиться, будь то опера или камерная вокальная музыка.
Впервые с талантом артистки я познакомился в театре на опере «Нарспи», где заглавную партию исполняла Людмила Яковлева. Спектакль прошёл «на одном дыхании» и запечатлелся в моей памяти на всю жизнь. В преддверии творческих юбилейных дат и 45-летия со дня рождения певицы я попросил её дать мне интервью.

- Людмила Валерьевна, как-то вы мне говорили, что в вашей семье нет музыкантов. А как получилось, что вы связали свою жизнь с музыкой?
- Да, я родилась в простой рабочей семье, в которой музыкантов не было. Разве что моя сестра окончила музыкальную школу по классу фортепиано, и мы с родителями часто ходили на её экзамены, академические концерты и выступления. Так я знакомилась с классической музыкой. А о карьере оперной певицы я даже не думала и не мечтала.
В юности я хотела свою жизнь связать с педагогикой, поэтому поступила в Чебоксарский педагогический колледж. Там я с большим удовольствием участвовала во всех творческих мероприятиях, это утренники, детские спектакли, вечера. Любила играть разные колоритные роли, конечно, пела – всё это мне доставляло колоссальное удовольствие. Также я стала участницей вокального ансамбля, руководителем которого была Мария Андреевна Корнилова. Этот коллектив сыграл в моей жизни большую роль. Состав у нас был большой, примерно человек 15, и репертуар был обширным и интересным: от классики – до современной музыки; мне даже доверяли солировать в некоторых произведениях. Именно Мария Андреевна и посоветовала мне поступать в Чебоксарское музыкальное училище на вокальное отделение. Со временем, я поняла, что педагогическая деятельность – это не моё, и я твердо решила стать певицей.

- Расскажите об учёбе в Чебоксарском музыкальном училище?

Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»- До поступления я ходила на подготовительные курсы к Агриппине Зосимовне Ивановой. Помню, пока дожидалась занятий в её классе, слушала, как поют её студенты. Я была восхищена пением этих юношей и девушек, сидела «как мышка», чтобы насладиться их голосами: и безумно радовалась, что научусь так же петь. С первых же занятий с Агриппиной Зосимовной я стала замечать, что начинаю правильно петь, как те же студенты; я все схватывала буквально налету. В итоге я поступила в её класс. Агриппина Зосимовна Иванова – это настоящий профессионал своего дела. Я безумно рада, что попала в её руки, она дала мне крепкую школу и базу, которая, безусловно, помогла мне в дальнейшем. Часто меня она брала в качестве ассистента на свои открытые уроки и мастер-классы, ездили мы с ней в Йошкар-Олу и другие города. Радовалась я своей первой арии, которую пела на 1 курсе - это было ариозо Иоланты из одноимённой оперы Чайковского. А на выпуске я исполняла безумно трудный отрывок из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова – сцену таяния, которая под силу не каждой певице, но, слава Богу, я с ней справилась.
С любовью вспоминаю, как пела в хоре вокального отделения. Им тогда руководил Морис Николаевич Яклашкин – яркий, живой, интересный человек и профессионал с большой буквы. Он всегда заинтересовывал нас, зажигал искры в наших сердцах; и пели мы серьёзные и сложные произведения, которые исполняла Чувашская государственная капелла Мориса Николаевича. Всегда мне нравились уроки актерского мастерства и культуры речи, которые вёл режиссер Чувашского государственного театра оперы и балета Анатолий Ильин.
Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»В музыкальном училище очень часто давали концерты, без вокалистов не обходилось ни одно выступление. Разъезжали по районам республики, где обязательно исполняли произведения чувашских композиторов и народные песни, занимались пропагандой национального профессионального искусства. Любили исполнять сочинения Г. Хирбю, Ф. Лукина, Т. Фандеева и других композиторов. Многие ребята, подобно настоящим драматическим актерам, со сцены читали стихи и прозаические отрывки на чувашском языке. Вообще, курс у нас был большой и очень талантливый, я до сих пор поддерживаю теплые дружеские отношения со своими бывшими однокурсниками, многие из них выбрали такую же стезю, как и я.
- Вы – выпускница прославленной Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. Как вы туда попали?
- Ещё до поступления Агриппина Зосимовна свозила меня на консультацию в Казань к В.А. Лазько. Валентина Андреевна Лазько – это очень большое и значимое имя для вокалистов Казани и далеко за её пределами. Помню, что мне было волнительно тогда петь, так как в аудитории ещё находились студенты старших курсов и преподаватели консерватории. Валентина Андреевна меня похвалила, дала ценные советы и посоветовали подать документы именно в Казань. Так я и поступила, несмотря на то, что был большой конкурс.
Сначала, я попала в класс народной артистки ТАССР Загидуллиной Альфии Гафиатулловны, но по состоянию здоровья, на 3 курсе, она передала меня другому педагогу – народной артистке России Зиле Даяновне Сунгатуллиной. Под её руководством я и закончила консерваторию.
Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»С большим удовольствием я ходила и на оперный класс, руководил которым замечательный человек, педагог и режиссёр Владимир Сергеевич Лейбов. Признаюсь честно, мы все в него были влюблены, он заряжал нас, учил, как правильно работать на сцене. Ему помогала талантливый концертмейстер Валерия Михайловна Пашина, в прошлом концертмейстер Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Поначалу мне было очень трудно привыкнуть к новой обстановке, я человек очень впечатлительный, тем более что Казань - это огромный мегаполис, где кипит жизнь. Но, к счастью, казанские ребята нас приняли как своих: во всем нам помогали, рассказывали о местных вековых традициях и культуре.
Пока я там училась, старалась не пропускать концерты, на которых выступали именитые вокалисты. Любила ходить в театр, иногда умудрялись проходить бесплатно. Нам даже разрешали использовать списанные костюмы для постановки студенческих спектаклей, а они были яркие, красочные, надевая их, мы чувствовали себя настоящими артистами.
- Как сложилась Ваша судьба дальше? И почему вы решили работать в театре?
- Работать в театре я решила, ещё учась в музыкальном училище, ведь именно на этой стезе сочетались две мои мечты – петь и играть на сцене, поэтому я целенаправленно трудилась.
Был 1998 год, я училась на 5 курсе Казанской консерватории. В ноябре месяце я приехала домой в Чебоксары навестить родных, а в те дни проходил Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»VIII Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова. Мне, конечно же, было интересно, и я пошла посмотреть спектакли. Там меня встретил главный дирижёр Чувашского государственного театра оперы и балета Валерий Афанасьевич Важоров. Он был рад меня видеть, так как мы были знакомы с ним, ещё когда я училась в музыкальном училище. Он предложил мне принять участие в Гала-концерте фестиваля - спеть арию Мерчень из национальной оперы Г. Максимова «Телей кайăкĕ» (Птица счастья). Я сначала отказалась, ведь очень ответственно выступать на таком мероприятии, но в итоге согласилась, тем более что это произведение я хорошо знала. Безумно волновалась накануне, не могла заснуть ночью, переживала. От переизбытка чувств даже не помню, как выступила. После того как спела, ко мне на сцену поднялся седовласый мужчина с букетом цветов и, улыбаясь, сказал: «А я – композитор!». Как оказалось, это был Геннадий Сергеевич Максимов. А потом меня пригласили работать в наш театр.
- Какая была ваша первая роль?
- Моя крупная первая роль – это Марфа в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Невероятно трудная партия, чтобы её хорошо спеть, нужно вжиться в эту роль, войти в то состояние.
- А что вам помогает входить в эти партии, я всегда удивляюсь, как вам удается быть всегда разной, воплощать на сцене такие контрастные образы.
- Во-первых, я всегда исхожу от музыки. Всё, что хотел сказать композитор, он внёс в вокальную мелодику и в партию оркестра, которые и показывают все чувства персонажей. Конечно же, мне помогает и текст, либретто. Если я разучиваю новую партию, то обязательно читаю литературный первоисточник, иногда могу послушать или посмотреть, как создают образы великие мастера мировой сцены. Когда я училась в консерватории, в Казань приезжали оперные звёзды с мировыми именами. Никогда не забуду, когда впервые вживую увидела и услышала легендарную Елену Васильевну Образцову, она великолепно исполняла в театре камерные сочинения. Мне привелось слышать и Ирину Константиновну Архипову с супругом Владиславом Пьявко, Ирину Богачёву, Зураба Соткилаву и многих других. У них я училась, как правильно доносить до слушателя или зрителя суть музыкального произведения, его идею и смысл. Удивлялась, какие они тонкие психологи, умеющие управлять чувствами зала – заставлять публику то горевать и печалиться, то радоваться счастью, а иной раз искренне смеяться. Я считаю, что именно такие обстоятельства помогли мне стать не только певицей, но и актрисой.
Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!» Конечно же, я не могу сказать, что перевоплощаться легко. Нет. Сегодня ты Татьяна в «Евгении Онегине» - это образ совсем юной девушки, которая не может совладать со своими чувствами первой любви, а завтра ты Нарспи - это уже абсолютно другая роль по состоянию и музыке, и ты должна полностью перевоплотиться в чувашскую красавицу, которая до конца верна своему возлюбленному; через неделю ты поёшь в «Травиате» Виолетту - обречённую на смерть француженку XIX века, единственным оплотом спасения которой является Альфред Жермон. А между ними могут быть опереточные партии – Сильва, Саффи, Анжель и другие, это уже комедийные роли.
Я счастлива, что работаю в этой профессии, занимаюсь любимым делом. Мне нравится дарить зрителям и слушателям радость, счастье, красоту, приобщать их к прекрасному. Счастлива, что проживаю в течение двух-трёх актов жизни моих героинь, пусть это иногда и непросто, но мне нравится с этим работать, что-то искать, глубже проникать в смысл произведений. Моя профессия прекрасна!
- Как вы мне говорили, у вас нет самой любимой партии, так как все образы вам дороги. Но всё же вашей «коронной партией», я предполагаю, является Нарспи в одноимённой опере Г. Хирбю. Как Вам досталась эта роль, есть ли в вашем творческом багаже ещё другие национальные образы, и как вы с ними работаете?
- Признаюсь честно, я даже и не думала, что буду петь Нарспи. Эту идею мне предложили старожилы нашего хора, которые пели в первых постановках оперы «Нарспи». Они помнят режиссёра Бориса Маркова и то, как блистала в этой партии «чувашский соловей» Тамара Чумакова. Я, разумеется, подумала над этим предложением. Конечно, это очень ответственно, это всё-таки любимый образ всех чувашских женщин, эту роль исполняли выдающиеся певицы Чувашии Тамара Ивановна Чумакова, Зоя Захаровна Андреева и многие другие, а сама опера «Нарспи» является «визитной карточкой» нашего театра.
В конце концов я принялась за этот материал. Одновременно со мной партию Сетнера разучивал мой коллега Василий Николаев, с ним, в основном, я и пою сейчас в опере Г. Хирбю. Наш дебют состоялся в июне 2004 года, как помню, это был дождливый день, а дождь в начале важного дела, говорят, добрая примета.
Людмила Яковлева: «Моя профессия прекрасна!»Мне очень нравится эта музыка. Уверена, что Григорий Яковлевич Хирбю – один из талантливейших композиторов; он очень тонко прочувствовал этот образ. И в дань уважения композитору, которого уже не было в живых, на свой дебют я пригласила его вдову – Веру Александровну и супругу первого исполнителя роли Тăхтамана Мефодия Ивановича Денисова – Зою Фёдоровну. Я была безумно счастлива, что им понравилось, как я спела. Они и те артисты хора, что были заняты в спектакле, говорили, что театр обрёл новую Нарспи.
В моем репертуаре ещё есть партия Катерины в опере «Иван Яковлев» Александра Васильева. Она была написана в 2007 году к юбилею великого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. Этим проектом занимался начинающий тогда молодой дирижёр, ныне художественный руководитель и главный дирижёр Чувашского государственного театра оперы и балета Ольга Сетнеровна Нестерова. Мы с ней серьёзно и ответственно готовились, так как это была её первая крупная постановка в качестве дирижёра – постановщика.
С большой любовью и теплотой исполняю романсы и песни Филиппа Лукина, Григория Хирбю, его «Савнă Шупашкарăм» - одна из моих любимых, Анисима Асламаса, Фёдора Васильева, Аристарха Орлова-Шузьма, люблю его арию Елюк из оперы «Звёздный путь» и других. К юбилею классика Степана Максимова я пела «Старинные песни чувашских женщин» в его обработке, где говорится о нелёгкой женской доле.
А работаю я с национальным репертуаром абсолютно так же. Всегда делаю перевод для того чтобы понимать, о чём мне надо петь. Правда, с ним иногда бывают трудности, так как я не в совершенстве знаю чувашский язык, поэтому прошу своих родителей о помощи.
- Помимо оперного жанра вас часто можно видеть и в опереттах. Многие считают, что оперетта – это лёгкий жанр. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Конечно, нет! Даже великая звезда оперетты народная артистка СССР Татьяна Шмыга говорила, что её обижает, когда оперетту называют лёгким жанром. А вы попробуйте и петь, и танцевать, и говорить, да ещё и сыграть мастерски, и всё это одновременно! Я люблю оперетту, для меня это так же всегда ответственно.
Помимо творческой деятельности Людмила Яковлева занимается и педагогической - «взращивает» молодое поколение певцов. В данный момент она работает в Чувашском государственном институте культуры и искусства, а до этого Людмила Валерьевна преподавала в родном для неё музыкальном училище, где выпустила немало талантливых учеников, которые стали солистами и артистами ведущих творческих коллективов республики. Все они отзываются о Людмиле Валерьевне как о талантливом педагоге, великолепной певице и просто как о замечательном человеке.
Как и у любого творчески неординарного и яркого человека, жизнь Людмилы Яковлевой кипит ручьём. В последнее время певица с большим энтузиазмом работала над своим юбилейным творческим вечером, который состоится завтра, в первый день весны. Заслуженная артистка обещает, что этот концерт будет интересным, незабываемым, в его программу войдут как популярные оперные отрывки, так и эстрадные номера, в нём примут участие и её друзья, артисты балета.
Хочется пожелать Людмиле Яковлевой новых творческих побед и свершений, вдохновения, крепкого здоровья (что для артистов особенно важно), ещё большего количества благодарных зрителей и слушателей, и самое главное – счастья.
Николай Кадыков
Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья
Противодействие коррупции
Профилактика терроризма
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Профсоюзная организация БПОУ Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова
Официальный информационный портал ЕГЭ
Старая версия сайта
Культурное наследие России Культурное наследие Чувашии Русский драматический театр Чувашский государственный театр оперы и балета Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина