Чебоксарское музыкальное
училище имени Ф.П. Павлова
Шупашкарти Ф.П. Павлов
ячĕллĕ музыка училищи
C 11 сентября 2017г. Чебоксарское музыкальное училище осуществляет профессиональную переподготовку по программам академических видов искусств
Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Главная страница » Студенту » «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова
«Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова
Дата: 7 декабря 2015 | Категория: Студенту
 «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова«Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла – все кипит…» - такое ощущение, что великий Пушкин написал эти знаменитые строки, посетив Чувашский государственный театр оперы и балета. Вот уже в 25-ый раз двери храма искусств открыты для всех оперных меломанов, и не только в дни проведения Международного оперного фестиваля имени народного артиста СССР, нашего земляка Максима Дормидонтовича Михайлова. Вновь в столицу Чувашии, как в Мекку, стекаются лучшие оперные голоса России и зарубежья. За четвертьвековую историю оперного форума здесь побывали: Ирина Архипова, Зураб Соткилава, Мария Биешу, Владислав Пьявко, Мария Гулегина, Борис Штоколов, Ирина Богачева, Александр Ведерников, Елена Заремба, Сергей Алексаншкин, Сьюзен Гонзалес, Юрий Нечаев, Елена Сабатино, Михаил Казаков и многие другие мастера оперной сцены. Карта Михайловского фестиваля обхватывает такие страны как Англия, США, Франция, Италия, Германия, Турция и не только.

По традиции, Михайловские вечера открылись премьерой. На этот раз ей стала опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Именно эта комическая и жизнерадостная опера после постановки таких полномасштабных сложных полотен как «Отелло» и «Аида» была как нельзя кстати для наших меломанов. Но, не смотря на всю «легкоусвояемость», музыка Доницетти требует колоссальных технических возможностей от певцов, так как «Любовный напиток» один из ярких образцов стиля бельканто. Думаю, наши солисты, заявленные в спектакле, а это: Татьяна Прытченкова (которую хотелось бы выделить особо), Татьяна Тойбахтина, Иван Снигирев, Сергей Кузнецов, Андрей Николаев, Константин Москалев, Сергей Алексеев, Иван Николаев, Ольга Вильдяева и Елена Соколова справились с поставленными им задачами. Режиссером-постановщиком спектакля выступила уже полюбившаяся чувашской публике Элла Фейгинова (Москва), поставившая в нашем театре несколько лет назад «Сельскую честь». И вновь ее спектакль можно назвать одним из самых ярких и высокопрофессиональных в репертуаре нашего театра. В режиссерской драматургии абсолютно нет места никакой пошлости и  «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайловавульгарности, наоборот, здесь был искрометный итальянский юмор, жизнелюбие, игра эмоциональных красок и чувств, ну и, конечно же, легкий сарказм и добродушная ирония. Было заметно, как режиссер мастерски переработала этот сложный материал. Во-первых, время действия сюжета перенесено из начала XIX века в его конец, а может быть и даже начало XX века, и это уже не деревушка, а курортный городок, расположенный на берегу моря. Во-вторых, Адина уже не та беззаботная крестьянка, задуманная у Доницетти, а начитанная романтическая леди, напоминающая Татьяну Ларину; балагур и обманщик Дулькамар превратился в настоящего чародея и алхимика, знающего тайну любовного напитка и наделенного тонким чувством юмора; пожалуй, без трансформации остался только крестьянский парень Неморино. Все это дало опере совершенно новое и свежее восприятие. Особо хотелось бы отметить причудливые костюмы молодой талантливой художницы из Москвы Нины Федоровой, в прошлом году дебютировавшей в опере «Нарспи». Было ощущение, что каждый костюм дышал и играл свою неповторимую роль в сценографии спектакля, выражая индивидуальность героев. Как всегда был на высоте главный художник театра Валентин Федоров, создавший великолепные пейзажи солнечной Италии. Симфонический оркестр под руководством экспрессивного дирижера-постановщика Ольги Нестеровой довольно ярко передавал слушателям все прелести и нюансы гениальной музыки Доницетти. Буквально на высокой ноте в тот вечер был и хор (хормейстер-постановщик Анатолий Фишер). Здесь мы не видели обычной и приевшейся статики и вялости, а наоборот, хористы были самыми яркими и живыми персонажами, особенно его самые колоритные участники. Благодаря своей мобильности, хор был своеобразным «дыханием» спектакля. Буря оваций, масса восторженных лиц и лучезарных и неподдельных улыбок – думаю, это сама главная и большая награда всем тем, кто кропотливо работал над постановкой этого шедевра.

 «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. МихайловаВо второй вечер фестиваля слушателям была представлена опера Дж. Верди «Бал-маскарад». Стоит отметить, что наш театр один из немногих, кто имеет в своем репертуаре этот шедевр великого итальянца. Особым подарком для чебоксарцев стал приезд на фестиваль тенора с мировым именем, солиста Большого театра Максима Пастера. Его голос буквально летел в каждую точку зала, заставляя слушателя наслаждаться его мягким тембром. Пожалуй, самую драматическую, но в тоже время самую обаятельную ноту в спектакль внесла солистка московской «Геликон-оперы» Елена Михайленко. Ей мастерски удалась роль запутавшейся в любви Амелии. Еще один гость с «Геликон» Максим Перебейнос – он же Ренато, что называется «дал огня» в развитие событий, тем самым вывел спектакль на более трагедийный уровень. Стоит отметить вставшего за пульт в этот вечер приглашенного дирижера из Красноярского театра оперы и балета Анатолия Чепурного. В памяти постоянных зрителей до сих пор его блестящее исполнение «Тоски» на прошлом оперном фестивале, поэтому в этом году слушатели и оркестранты ждали его с нетерпением. Несмотря на огромный резонанс у публики по поводу исполнения «Бала-маскарада» одновременно на итальянском и русском языках, все же спектакль прошел на достойном уровне.

 «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. МихайловаСамо название очередного вечера Михайловского фестиваля «Четыре короля оперной сцены» уже дало нашей публике своеобразный марш-бросок на приобретение билетов, поэтому и театр был полон и блистали ложи. В программе были заявлены все виды мужских оперных голосов – тенор, баритон, бас, и, конечно, главная «приманка» – контратенор Василий Хорошев. «Приманка» вполне оправдала свои ожидания – исполнение арии Юлия Цезаря из одноименной оперы Г. Генделя, одной из самых сложных в репертуаре кастратов, и знаменитой «Потерял я Эвридику» К.В. Глюка публика приняла особо горячо, ибо такую редкость в Чебоксарах услышишь ох, как нечасто… «Изюминкой» вечера стал весьма темпераментный тенор Георг Эннарис, покоривший своей обаятельной улыбкой всю женскую половину концертного зала. Разумеется, ну как же такой колоритный исполнитель не мог не спеть знаменитую песенку «La donna е mobile» из «Риголетто» Дж. Верди? Помимо нее на суд зрителям Георг вынес сложнейшую Каватину Тонио из оперы Г. Доницетти «Дочь полка». Своим бархатистым баритоном заставил восхититься солист Мариинского театра Владимир Целебровский. Певец мастерски дал понять зрителям, что ему подвластны многие образы, среди которых король Кастилии Альфонс в опере «Фаворитка» Г. Доницетти и задорный цирюльник из Севильи Фигаро из оперы Дж. Россини. Солист Екатеринбургской оперы бас Олег Бударацкий также принял вызов своих коллег и достойно показал весь свой спектр вокальных и актерских красок. Зрители были в восторге от его перевоплощений, среди которых и страстно любящий свою дочь король Рене из оперы П. Чайковского «Иоланта» и пылкий ревнивец Алеко из одноименной оперы С. Рахманинова. Помимо серьезных арий в программу концерта вошли отрывки из оперетт, неаполитанские, испанские и русские народные песни. Знаменитая на весь мир «Вдоль по Питерской» в исполнении Олега Бударацкого, сорвавшая ошеломительную реакцию зала, прозвучала как дань уважения прославленному легендарному басу, чье имя носит фестиваль. Мужскую компанию, царящую на сцене, разбавила несравненная Ольга Нестерова, стоявшая в этот вечер за дирижерским пультом.

 «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. МихайловаСвоеобразным анонсом к празднованию 260-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта стал показ на чувашской сцене спектакля Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина «Так поступают все или школа влюбленных». Честно говоря, сам спектакль этого театра заставил перепроверить свои знания в области опер великого австрийского гения: «Così fan tutte» - это опера-буффа? Зингшпиль? Или же вовсе оперетта? Несмотря на множество вопросов в плане постановки моцартовского шедевра, что касается исполнения – все было безупречно! Всех покорил очаровательный секстет солистов: Вера Харитонова – Фьердилиджи, Татьяна Гарькушова – Дорабелла, Алексей Кошелев – Гульельмо; Алексей Доронин – Феррандо, Надежда Маслова – Деспина, Виктор Ряузов – Дон Альфонсо. Каждый из них мастерски показал все труднейшие технические изыски виртуозного вокального текста, а их невероятные ансамбли, полные кристальной чистоты и невинности, заставляли весь зал наслаждаться, затаив дыхание, божественными мелодиями гениального Моцарта. Думаю, многим нашим солистам есть чему поучиться у нижегородских друзей. Порадовал в этот вечер симфонический оркестр Нижегородского театра. Несмотря на долгую и тяжелую дорогу и другие технические причины, музыканты все-таки сумели собраться, тем более что во главе оркестра стоял маэстро Сергей Вантеев, а его чебоксарская публика знает не понаслышке.

 «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова «Пора нам в оперу скорей…» - размышления после XXV Международного оперного фестиваля им. М.Д. МихайловаБлистательным «фейерверком» стал заключительный Гала-концерт. Это был настоящий подарок для всех любителей оперного искусства, так как состав солистов в этом году был просто беспрецедентен. «Все театры в гости к нам» - видимо таков был девиз финального вечера! Это и Большой театр России, Мариинский театр, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Московский театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, Самарский академический театр оперы и балета, Нижегородский государственный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина. Здесь, в музыкальном карнавале, принимали участие обаятельная и чувствительная сопрано Татьяна Печникова, представившая зрителям образы Людмилы и Виолетты. Лилия Гайсина поражала своей чистой филигранной вокальной техникой, как оказалось, ей подвластны таки сложные партии как Джульетта из оперы «Ромео и Джульетта » Ш. Гуно и Олимпия из «Сказок Гофмана» Ж. Оффенбаха. Роскошный и аристократичный баритон Василий Святкин заставил весь зал погрузиться в переживания Мазепы и Риголетто из одноименных опер П. Чайковского и Дж. Верди. Эдуард Цанга, помимо своего великолепного баса, удивил зрителей своим прочтением рахманиновского Алеко и темпераментным Эскамильо, из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Испанскими страстями покорили слушателей обладательница уникального меццо-сопрано Татьяна Гарькушова в образе Кармен и драматический тенор Роман Муравицкий – Хозе. Помимо российских певцов, на гала-концерт были приглашены гости из Китая – Лю Иньлун и Сунь Лу. Особо необычно было услышать от них исполнение арий из опер Н. Римского – Корсакова. Вместе с ними на сцене выступили и наши солисты, среди которых: Ольга Вильдяева, Татьяна Прытченкова, Иван Снигирев, Маргарита Финогентова, Андрей Николаев, Сергей Кузнецов и Анастасия Андреева. Последние исполнили дуэт Нарспи и Сетнера из национальной оперы Г. Хирбю «Нарспи», написанной по одноименной поэме классика чувашской литературы К. Иванова, чей юбилей широко праздновался в республике в уходящем году. Финальным аккордом стало исполнение знаменитой Молитвы Сантуццы из оперы П. Масканьи «Сельская честь», ставшее мощным торжественным залпом, возвещающим всем нам о расставании.

Что ж, фестиваль закрыт! Становится немного грустно и жаль, что ты больше не будешь так спешить в театр и жадно внимать всему то, что происходит на сцене, тем более, что на ней такие мастера. Но, отдушиной всему этому служат те яркие незабываемые впечатления, которые оставил всем нам XXV Международный оперный фестиваль им. М. Д. Михайлова.

Хотелось бы выразить огромную благодарность всему оргкомитету фестиваля, в частности его художественному руководителю Ольге Сетнеровне Нестеровой за организацию, репертуар и подбор исполнителей высокого ранга, словом, за доставленное эстетическое удовольствие, а также выразить надежду на проведение в 2016 году не менее интересного XXVI Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова.

Николай Кадыков
Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья
Противодействие коррупции
Профилактика терроризма
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Профсоюзная организация БПОУ Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова
Официальный информационный портал ЕГЭ
Старая версия сайта
Культурное наследие России Культурное наследие Чувашии Русский драматический театр Чувашский государственный театр оперы и балета Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина