Чебоксарское музыкальное
училище имени Ф.П. Павлова
Шупашкарти Ф.П. Павлов
ячĕллĕ музыка училищи
C 11 сентября 2017г. Чебоксарское музыкальное училище осуществляет профессиональную переподготовку по программам академических видов искусств
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Главная страница » Новости » К 70-летию Великой Победы: заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Владимир Кривоносов
К 70-летию Великой Победы: заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Владимир Кривоносов
Категория: Новости
К 70-летию Великой Победы: заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Владимир КривоносовИмя Владимира Михайловича Кривоносова золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны, в историю чувашской профессиональной музыкальной культуры и, шире, в историю советского музыкознания и фольклористики.

В день 40-летия Советской Армии и Военно-Морского флота, на вечере памяти композиторов, погибших в Великой Отечественной войне, в Центральном Доме композиторов в Москве печально звучали «Четыре чувашские песни для двух скрипок» В.М. Кривоносова…

Выпускник Московской консерватории Владимир Кривоносов приехал в Чебоксары в 1930 году по приглашению Степана Максимова, одного из основоположников чувашского профессионального музыкального искусства. Освоение провинциальной глубинки для создания новых национальных профессиональных школ было характерной тенденцией того времени.

Вот каким впервые увидел Владимира Кривоносова в Чебоксарах музыковед Александр Лившиц во время одной из своих поездок по городам нашей страны: «небольшого роста, щуплый, с густо вьющимися темными волосами, он сразу обращал на себя внимание своей предупредительностью и интеллигентностью».

Интеллигентность Владимира Кривоносова – традиция семьи и результат его воспитания и интеллектуального окружения. Владимир Михайлович – москвич. Родился он в 1904 году в семье инженера, крупного специалиста по мостостроению. Мать его была прекрасной певицей, окончившей Московское филармоническое общество в одно время с Леонидом Витальевичем Собиновым. В 900-х годах она выступала в главных партиях в Московском частном Оперном театре Зимина. Дома у родителей часто устраивались вечера, посещавшиеся музыкантами, художниками, литераторами. Всех четверых детей обучали игре на музыкальных инструментах. Володя играл на скрипке, его педагогом был профессор Московской государственной консерватории Георгий Дулов. Общее же образование он, как и все дети Кривоносовых, получил во французской школе, на французском языке.

Поступив в 1924 году в Московскую консерваторию, В. Кривоносов продолжил учёбу у Г. Дулова, а несколько позже перешёл в класс профессора, доктора искусствоведения Константина Мостраса. Одновременно он проходил теорию композиции у ученика Аренского и Танеева Георгия Конюса, воспитанниками которого были такие выдающиеся композиторы, как Скрябин, Метнер, Глиэр, Василенко. Также В. Кривоносов брал уроки у Рейнгольда Глиэра. Консерваторию он окончил по двум специальностям – как теоретик-композитор и как скрипач.

Пребывание В. Кривоносова в Чувашии имело большое значение для развития профессионального музыкального искусства республики. С его приходом в Музыкальном техникуме учебная работа приобрела подлинно профессиональный характер. Кроме того, что Владимир Михайлович вел все музыкально-теоретические дисциплины, он преподавал игру на скрипке, руководил творческим кружком начинающих композиторов. Участвовал он в струнном квартете, дирижировал симфоническим оркестром. В 1932 году по его инициативе было открыто композиторское отделение. В 1935 году в газете «Красная Чувашия» от 30 января в статье «Растут молодые творческие кадры» Кривоносов отметил как чрезвычайно отрадное явление наличие творческих кадров из среды чувашской молодежи, активно работающих по созданию новых чувашских музыкальных произведений на основе национального песенного фольклора. Он называл уже окончившего техникум по специальности «руководитель хора» Филиппа Лукина, Григория Хирбю (студента композиторского факультета Ленинградской консерватории), студентов композиторского отделения музыкального техникума Германа Лебедева, Геннадия Воробьева, Онуфрия Федорова, Аристарха Орлова (Шузьма). Брали уроки композиции у В. Кривоносова также Виктор Ходяшев и Федор Васильев. Своим педагогическим талантом, интеллектуальным общением Владимир Михайлович одарил всех наиболее талантливых учащихся тех лет. Именно ему выпала историческая миссия воспитания целой плеяды будущих выдающихся деятелей чувашского искусства, направить их на путь композиторского творчества.

Бурная деятельность В. Кривоносова стала привлекать внимание к Чувашии его коллег - москвичей. В августе 1934 года Чебоксары посетил один из известных советских композиторов Виктор Белый. Основной целью его приезда было желание познакомить работников музыкального искусства Чувашии с новым своим произведением – «10 обработками чувашских песен для голоса и фортепиано». В «Красной Чувашии» от 29 ноября 1935 года В.М. Кривоносов отмечал, что за последнее время среди советской музыкальной общественности Москвы и Ленинграда сильно возрос интерес к чувашской музыкальной культуре. «Об этом, - пишет он, - свидетельствуют как многочисленные статьи и заметки о чувашской музыке в центральных специальных музыкальных журналах, так и тот, особенно важный факт, что виднейшие советские композиторы все чаще и чаще обращаются в своем творчестве к чувашской музыкальной тематике». Читателям республики Кривоносов рассказывал и о том, что композитор Мариан Коваль работает над большим оркестровым произведением «Чувашский праздник». Называл он и имя профессора Московской консерватории композитора и пианиста Самуила Фейнберга, широко известного как в СССР, так и за границей, который написал «25 обработок чувашских народных песен». Большим вкладом в чувашскую музыкальную литературу Кривоносов называет «Чувашскую симфонию», над которой работал по заданию НКП ЧАССР молодой ленинградский композитор Владимир Иванишин.

Ведя напряженную педагогическую, исполнительскую, публицистическую и организаторскую деятельность, Кривоносов всё же мыслил себя композитором. Многие из его статей так и подписаны: композитор В. Кривоносов. В Чувашии он стал первопроходцем в жанрах увертюры (1932), симфонической сюиты (1932), им были написаны кантата «Аслă Октябрь саманĕ» (Эпоха Октября) на стихи С. Эльгера (1933), «10 вариаций на народную тему» (1930-1932). Главным достижением В. Кривоносова была его музыкальная комедия «Хаваслăх» (Радость) (1935). Мечтал же он о настоящей опере. В «Красной Чувашии» от 19 июля 1936 года композитор писал, что уже стоит во весь рост вопрос о создании в Чебоксарах Чувашского театра оперы и балета. Робко или подсознательно он думал и о балете. «Красная Чувашия» 1 мая 1936 года, делая обзор культурных событий, сообщала, что композитор Кривоносов работает над большим произведением «Акатуй» для симфонического оркестра, музыку которого можно будет использовать и для балетной сцены.

Ещё в годы учения у Кривоносова проявился интерес к народной музыке, а после окончания консерватории он решил посвятить себя глубокому изучению народного творчества нашей страны. Может быть, поэтому он согласился на предложение С. Максимова приехать в Чувашию. В декабре 1933 года В. Кривоносов активно участвовал в комплексной «правительственной» экспедиции по Чувашии, организованной Чувашским научно-исследовательским институтом, и записал 100 песен в Вурнарском, Аликовском и Цивильском (Красноармейском) районах. Песни и инструментальных мелодии он собирал также в Моргаушском (тогда Татаркасинском), Ядринском и Шумерлинском районах.

Совместно со Степаном Максимовым и Иосифом Люблиным Владимир Кривоносов работал над капитальным изданием, которое включало в себя теоретическое исследование народной музыки и антологическую часть – сборник из 450 лучших образцов из числа собранных не только ими, но и другими фольклористами за предыдущие годы. Эта огромная рукопись формировалась несколько лет, начиная с 1934 года. Судьба её оказалась печальной, как и судьбы каждого из членов бригады. Люблин был репрессирован, Кривоносов погиб на фронте, Максимов в течение 10 лет находился в сталинских лагерях.

В октябре 1936 года В. Кривоносов, выбравший своей стезей фольклористику, поступил в аспирантуру Московской государственной консерватории. Там он занимался под руководством профессора Климента Квитки – музыковеда-фольклориста, одного из основоположников советской музыкальной этнографии, организатора Кабинета народной музыки в Московской консерватории. Как фольклорист, В. Кривоносов быстро достиг больших масштабов. Чувашскую культуру он не оставил. В 1937 году им была закончена рукопись брошюры о чувашских народных музыкальных инструментах.

Война застала Владимира Кривоносова в расцвете научных и творческих сил. Наркоматом обороны было решено создать в таких городах, как Москва, Ленинград, Киев, Одесса и других промышленных центрах народное ополчение. В Московской консерватории набралось около 200 ополченцев. По распоряжению Чрезвычайной тройки должны были освободить примерно 25 человек. В их числе были Д. Ойстрах, А. Дьяков, А. Шерешевский, квартет им. Бетховена, а также В. Кривоносов. Владимир Михайлович категорически отказался. Когда началась подготовка дивизии к выступлению на фронт, начальник штаба ополчения на свой риск освободил ещё около 25 человек. Из-за щуплой фигуры в эту группу попал Кривоносов, но и на этот раз он отказался.

Советское командование решило приложить всемерные усилия, чтобы задержать врага на Смоленско-московском направлении. 11 июля дивизия народного ополчения выступила из Москвы. Путь её шёл в Старую Рузу, а оттуда под Смоленск. В. Кривоносов стал пулеметчиком. В его письме к отцу от 3 сентября 1941 года читаем: «Что же мне писать о себе? Я пулеметчик, с работой справляюсь неплохо и не на плохом счету. Уверен, что буду жив, здоров и таким меня увидите, - и дальше, - я полон уверенности в скорой победе и счастлив чем-либо содействовать ей. Уверен, что вернусь скоро к вам, и свидание будет радостным».

Хотя сам Смоленск пал, в районе города продолжались тяжёлые бои, и всю вторую половину июля и весь август немцам не удавалось прорвать фронт, прочно стабилизировавшийся примерно в 30-40 км восточнее Смоленска, по линии Ярцево – Ельня - Десна. Сопротивление россиян в районе Смоленска впервые нарушило планы немецкого командования, а вызванная этим задержка поставила перед ним серьёзную стратегическую проблему. Смоленское сражение явилось одним из поворотных пунктов войны.

В сентябре третий раз В. Кривоносов был отозван из армии – для командировки в Иран. Но приказ опоздал на несколько часов… 4 октября 1941 года, в день рождения Кривоносова, у реки Сож, близ Смоленска, враг начал внезапную атаку. «У наступающего противника превосходство в силах было слишком велико. Когда фашистские танки подошли «утюжить» окопы наших ополченцев, в единоборстве с железным чудовищем погиб и Кривоносов» - так рассказал о гибели Владимира Кривоносова сражавшийся с ним комбат Петр Сараев.

Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии
Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья
Противодействие коррупции
Профилактика терроризма
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Профсоюзная организация БПОУ Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова
Официальный информационный портал ЕГЭ
Старая версия сайта
Культурное наследие России Культурное наследие Чувашии Русский драматический театр Чувашский государственный театр оперы и балета Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина