Чебоксарское музыкальное
училище имени Ф.П. Павлова
Шупашкарти Ф.П. Павлов
ячĕллĕ музыка училищи
C 11 сентября 2017г. Чебоксарское музыкальное училище осуществляет профессиональную переподготовку по программам академических видов искусств
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Главная страница » Новости » Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 лет
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 лет
Категория: Новости
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летТамара Ивановна Чумакова - народная артистка Чувашской Республики, заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии имени К.В. Иванова – славная выпускница Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.
Родилась она 28 августа 1932 года в деревне Варасăр, по-русски официально ее называют Дятлино, Козловского района Чувашской Республики. Первые музыкальные впечатления пришли к ней через красивый, нежный голос ее мамы Серафимы Ермолаевны - доброй, отзывчивой, очень трудолюбивой, которая, работая по дому, пела чувашские и русские народные песни. А хорошо петь научилась она в церковно-приходской школе. Серафима Ермолаевна умерла еще молодой. «У меня под окном растет липа, - печально рассказывала Тамара Ивановна. - Когда смотрю на нее, всегда вспоминаю «Уй варринче» и мою дорогую маму. В песне есть такие слова: «Посредине поля ветвистая липа. Думала, что это мама, подошла к ней, а она не обняла, к себе не позвала, не сказала: «Дочка, иди ко мне». Пошла я домой и заплакала»… Музыкальным был и отец, Иван Павлович, бойко игравший на гармошке, но оставивший в памяти девочки неласковые воспоминания.
Детство Тамары совпало с тяжелыми годами Великой Отечественной войны, когда дети трудились наравне с взрослыми. Уже в то время у нее было ответственейшее отношение к работе, доходящее до самоотверженности. Как-то десятилетняя Тамара на поле оказалась рядом с сильными и быстро работающими женщинами. Каждый должен был обработать определенный участок. Те ушли вперед, а у девчонки осталась целая полоса. Ощущая жгучий стыд, она без отдыха проработала допоздна, и все же догнала взрослых. На следующий день по местному радио объявили, что Тамара Чумакова выполнила две нормы. Ведь у детей они были меньше, а девочка этого не знала. …Так, выполняя по нескольку норм, она будет работать на протяжении пятидесяти пяти своих трудовых лет.
Училась Тамара в Дятлинской основной общеобразовательной школе и очень любила петь в художественной самодеятельности, за что мальчишки не уставали дразнить ее артисткой. Судьбу ее определила скромная школьная учительница Мария Васильевна Агельская, любившая девочку и ценившая ее великолепный природный дар – необычайно красивый, чистый и звонкий голос. Она понимала, что ей обязательно нужно учиться. И когда Марии Васильевне летом 1949 года пришлось по делам поехать в Чебоксары, она взяла с собой Тамару, как раз завершившую учебу в школе-семилетке, - поступать в Чебоксарское музыкальное училище.
Приемной комиссии семнадцатилетняя девушка сказала, что хочет стать певицей. По просьбе экзаменаторов она спела свою любимую песню - «Белую розу». «Лысый композитор, блеснув стек¬лами очков, садится за рояль, - описывает это событие З.Григорьева. - Паль¬цы его небрежно перебирают клавиши.
- Попробуй взять это.
И Тамарин голос ведет за ними незнакомую мелодию.
- А если так?
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летТамара поет еще и еще. Потом он озорно проводит по клавиатуре всей кистью и, откинув голову, прислу¬шивается, как чистое серебристое эхо дрожит в воздухе:
- Черт знает, что это за девчонка!
Резко поднявшись с места, он го¬ворит:
- Ты - пикколо. Да, да не спорь. Серебряное пикколо. Ты слы¬шала когда-нибудь, как поет эта флейта?
Девушка отрицательно качает головой. Нет, она не знает пикколо. И никто ее еще так не называл».
Экзамены в музыкальное училище Тамара сдала успешно, но ей из-за слишком молодого для академического пения возраста предложили начать учебу на дирижерско-хоровом отделении, с третьего курса одновременно она стала заниматься и на вокальном. По сольному пению ее педагогами были З.Ф. Денисова, И.В. Васильев и А.А. Кравцова. Как вспоминает Тамара Ивановна, жить в городе в течение шести лет учебы было очень трудно - не было денег. Иногда даже случались голодные обмороки. Чтобы немного подзаработать, все эти годы она сдавала кровь. В 1953 году ее пригласил солисткой в Чувашский государственный ансамбль песни и танца его художественный руководитель и главный дирижер композитор Ф.М. Лукин.
После завершения учебы, в 1955-м году многообещающую певицу вызвал к себе секретарь Чувашского обкома партии С.М. Ислюков и предложил на выбор любую консерваторию страны. Но она отказалась - устала голодать, да и не во что было одеться, чтобы поехать в большой город.
Когда Т.Чумакова пришла в ансамбль песни и танца, всем она понравилась необычайно, к тому же ее молодость, обаяние и ошеломляющий талант стали ярким украшением программ известного коллектива. А какая стояла овация, когда она выступала в городах Украины во время своих первых гастролей с ансамблем. После каждой песни ее вызывали на сцену по несколько раз, а сколько дарили цветов!
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летПриехав с гастролей, молодая артистка, поверившая в свои силы, начала давать сольные концерты. В ансамбле песни и танца Т.Чумакова набирала свой первый театрально-сценический опыт. Ф.М. Лукин включал в программы не только песни, но и оперные фрагменты. Вместе с Д.Хлебниковой и М.Денисовым она играла в пасторали «Искренность пастушки» из «Пиковой дамы» Чайковского, где пела партию Прилепы. С А.Казаковой и И.Охливанкиным участвовала в исполнении сцен из оперы ленинградского композитора И.Пустыльника «Беглянка», написанной по поэме К.Иванова «Нарспи». Тогда работа над ролью Нарспи чуть было не перетянула ее в драматический театр, но остановил Ф.М. Лукин: «Пока есть голос - пой!»
В коллективе особо любили и опекали Тамару известные чувашские певицы Анна Казакова и Зоя Селиванова. Да и сама она всегда стремилась им чем-нибудь помочь. «Лукин поставил меня в ансамбле между ними, - Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летвспоминала Тамара Ивановна. - У меня была хорошая память, и часто во время репетиций они просили: «Спой мою сторону». И я давала им начало их хоровых партий».
Где бы ни выступала Тамара Чумакова, а объездила она, считай, половину могучей державы, пела и за пределами СССР - в Венгрии, Болгарии, - везде ее воспринимали как родного и очень близкого человека. Ей желали выразить восхищение, хотели пообщаться с ней, посоветоваться и даже попросить о помощи. Сотни писем приходили на Чувашское радио - слушатели предполагали, что она там работает. Одна из почитательниц таланта Т.Чумаковой М.Дмитриева сочинила и прислала ей на красивой открытке стихи:
Я не поэт, а врач народный.
Желаю Вам издалека
Душою, песнями, игрою
Народ свой славить на века.
У чувашской певицы просила совета дагестанская восьмиклассница Нуржан: «Хочу научиться петь так, как Вы. Куда мне поступить учиться?» В Дагестане Чумакову по-свойски называли Тамара-ханум. «Своей» ее сделали и на Украине, напечатав на афишах: «Поет Тамара Чумаченко». Среди конвертов – и письмо от расстроенной матери: «Дочь моя ушла из дома, помогите! Спойте, пожалуйста, «Тавах, анне». Если она услышит, то обязательно вернется!»
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летЗамечательной страницей творческой биографии Тамары Чумаковой были ее выступления в составе женского вокального квартета, созданного в 1950-м году Зоей Денисовой. Вместе с ними в ансамбле пели Мария Васильева (Асламас) и Вера Корнишина. Для квартета стали писать все чувашские композиторы. В рождении нового жанра участвовали Г.Лебедев и Г.Хирбю, А.Токарев и В.Ходяшев, Т.Фандеев, А.Асламас, О.Агакова, Г.Моклаков и многие другие авторы. Исполнял квартет и песни своего баяниста-аккомпаниатора Юрия Мясникова. В бесчисленных концертных поездках в составе эстрадной группы и в качестве руководителя с квартетом всегда был Мефодий Денисов.
Артисты объездили всю Чувашию, Ульяновскую, Куйбышевскую области, выступали в Татарии, Башкирии и Марийской республике. Добирались до самых отдаленных уголков – несмотря на холод или дождь, застревая в грязи с машиной, которую приходилось толкать. Но трудности забывались, когда выходили на сцену. И это было самой большой радостью.
В 1957 году квартет стал лауреатом I Всесоюзного конкурса и принял участие в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. Было много интересных встреч и знакомств. Т.И. Чумакова в составе квартета выступала в концертных бригадах вместе с французами, итальянцами, египтянами и нигерийцами. После фестиваля ансамблю были предложены гастроли по Уралу и Дальнему Востоку, но по семейным обстоятельствам некоторых артисток поездку пришлось отменить.
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летВ 1959 году Т.И. Чумаковой за выдающиеся достижения в исполнительстве и пропаганде музыкального искусства было присвоено почетное звание заслуженной артистки Чувашской АССР.
Когда в 1959 году в Чувашии создавался музыкальный театр, Тамара Чумакова была одной из первых в списке приглашенных. Она стала первой национальной оперной певицей, возглавившей его сопрановый репертуар. Начинала артистка с роли Чегесь в опере Ф.Васильева «Шывармань» (Водяная мельница). Произведение стало знаком рождения в чувашском исполнительском искусстве нового музыкально-театрального жанра. Как писали газеты, успех был ошеломляющим. Позже Тамара Чумакова в этом спектакле стала петь и партию Сарби. Она была первой исполнительницей главных ролей и в операх «Хамăръял» (Земляки) Ф.Васильева – Санюк, «Çăлтăр витер çул» (Звездный путь) А.Орлова-Шузьма – Елюк, в операх А.Асламаса «Сеспель»– Оксана, «Прерванный вальс» – Марье, «Священная дубрава» - Пинерпи.
Роли шли одна за другой. Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского и Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Розина Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летв «Севильском цирюльнике» Россини и Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Пуччини, Виолетта в «Травиате» и Джильда в «Риголетто» Верди - все названные партии являются вершинными в классическом репертуаре. В оперетте И.Кальмана «Сильва» Т.Чумаковой было поручено две роли: Сильвы и Стасси, в «Девушке с голубыми глазами» В.Мурадели она играла Мэри Ив, в «Вольном ветре» И.Дунаевского - Пепиту и Стеллу. Этот список продолжала вся ее сценическая жизнь. В 1968 году певице было присвоено почетное звание народной артистки Чувашской АССР, а в 1970-ом – заслуженной артистки РСФСР.
Для народа Тамара Чумакова была исполнительницей чувашских песен. Многие не слышали о её работе в театре. Но когда вдруг попадали на спектакль и видели певицу совсем в другом амплуа, то искренне удивлялись: «Неужели это Тамара Чумакова?» Иногда даже и не узнавали, подходили к ней после спектакля: «Неужели вы и так можете? Как это красиво!»
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летЯркой вехой в творчестве Т.Чумаковой стала главная роль в опере Г.Хирбю «Нарспи», раскрывшая всю силу ее таланта и мастерства. К этому образу, олицетворяющему глубину и нежность, страсть и трагизм народного характера, певица шла всю свою сознательную жизнь. «Мне всегда нравилась поэма Константина Иванова, - рассказывала певица. - Еще когда я была деревенской девчонкой, в клубе мы ставили маленькие сцены из «Нарспи», которые по праздникам играли перед взрослыми. Нарспи для нас была воплощением идеала чувашской девушки. Если кто-нибудь хорошо водил хороводы или красиво вышивал, о ней говорили: «Как Нарспи».
Оперу Г.Хирбю в 1967 году поставил создатель Чувашского музыкального театра и его художественный руководитель Борис Семенович Марков. У Тамары Чумаковой в спектакле были замечательные партнеры – тенора Михаил Кольцов, Владимир Редичкин, Анатолий Канюка, баритон Мефодий Денисов. Постановка получилась исключительной по своему эмоциональному воздействию и общественному резонансу. Судьбу Нарспи певица переживала как свою. «В финале Нарспи узнает, что убили Сетнера, - рассказывала артистка. - Она чувствует, что ей незачем больше жить, и прощается с сельчанами. После этой сцены я не могла остановить рыдания даже за кулисами. А как принимали «Нарспи» - как национальный праздник!»
На гастролях в Казани зрители после спектакля поднялись на сцену. Стали петь, танцевать - сами не уходили и не отпускали исполнителей. Перед театром собралась огромная толпа. Чтобы освободить улицу для транспорта, вызвали даже конную милицию. За создание образа Нарспи Т.И. Чумаковой в 1969 году было присвоено звание лауреата Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова.
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летВ 1989 году, в канун 100-летия со дня рождения К.В. Иванова театр вернул в репертуар спектакль Бориса Маркова. Режиссером восстановления была Тамара Чумакова, а партию Нарспи пела Зоя Андреева.
Большая творческая дружба связывала певицу с чувашскими композиторами. Она была первой исполнительницей множества их произведений и участвовала в концертах всех съездов, пленумов, дней чувашской литературы и искусства, проходивших в Чувашии и в городах и республиках СССР. Авторы приглашали ее прослушивать свои новые сочинения, интересовались мнением, потому что писали в расчете именно на ее исполнение. Особо теплые отношения сложились у певицы с Григорием Хирбю. «Работая над оперой «Нарспи», - вспоминала Т.И. Чумакова, - он часто советовался со мной. Спрашивал, нравится ли мне музыка и удобно ли ее петь. Как-то он играл мне «Плач Нарспи» - и плакал сам. Плакала с ним и я».
Ну а в театре чего только не случалось. Работая в парткоме и месткоме, Тамара Ивановна вынуждена была вмешиваться в ход всех происходящих событий. На одном из собраний молодые выпускники консерваторий объявили главрежу Б.С. Маркову бунт - отказались петь в оперетте. Т.Чумакова их поддержала. И что произошло дальше, рассказала сама Тамара Ивановна: «Разъяренный Марков набросился на меня: «А ты куда еще лезешь? Выйди из класса!» Нет уж, сказала я, только после вас! И тогда он решил проучить меня. Снял со всех ведущих партий. Театр же в это время ожидал премьеру «Травиаты», где я должна была петь Виолетту, но получила… эпизодическую роль служанки».
Зная незлобивый нрав Бориса Семеновича, артистка вместе со своим любимым концертмейстером Тилей Марковной Хазанзун тайно продолжала разучивать партию Виолетты, слушая записи оперы на грампластинках. И вот как распорядилась судьба: однажды заболели обе исполнительницы роли, и спектакль оказался под угрозой срыва. С помрачневшими лицами стояли у расписания, переговариваясь, Б.С. Марков и дирижер Л.К. Святославский. Не знали, что делать. Неожиданно к ним подошла слышавшая все Тиля Марковна: «А мы все выучили!» На сцену Тамара Чумакова вышла без единой оркестровой и режиссерской репетиции. После спектакля главный режиссер, растроганный ее выступлением, вызвал в свой кабинет и, стоя на коленях, попросил прощения: «Тамара, я был не прав, ты настоящая Виолетта и истинная актриса!»
Театр, по словам Тамары Ивановны Чумаковой, был для нее не только школой жизни, но и консерваторией, и аспирантурой, потому что там работали такие большие мастера своего дела, как Борис Семенович Марков и Тиля Марковна Хазанзун. Их она называет своими профессорами.
Выдающейся певице Тамаре Чумаковой, ласково названной народом «Чувашский соловей», сегодня исполняется 80 летТрудолюбие и увлеченность артистки, проработавшей в театре до 1998 года, были безграничными. Ежемесячно она пела в 20-30 спектаклях (при плане у солистов 9-11), выступала в бессчетных концертах, много гастролировала. В операх, опереттах, музыкальных комедиях ею сыграно и спето более 50 ролей и партий. В фондах Всесоюзного и Чувашского радио хранится свыше ста исполненных ею песен. Голос Т.Чумаковой записывался на грампластинки в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Объем ее творческой работы был огромен.
Много выступлений и записей певицы прошло с участием ансамбля скрипачей Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, которым руководит ее супруг, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России и Чувашии скрипач Захар Зиновьевич Шапиро, верный ее спутник в творчестве и в жизни.
Преданность делу, которому служишь, - одна из главных черт певицы, чье имя соотносится с талантом, трудолюбием и красотой чувашской женщины. Голос Тамары Чумаковой, любимой народом, олицетворяет саму народную душу. Не случайно в историю нашей культуры она вошла под красивым, ласковым именем «чăваш шăпчĕкĕ» - трепетного чувашского соловья. Как-то после концерта в Красноармейском районе к певице подошла взволнованная старушка и спросила: «Дочка, так это ты Тамара Чумакова?», артистка подтвердила, а она ей: «Дай я тебя потрогаю. Только по радио тебя ведь слышала, а сейчас вот и увидела, и потрогала. Теперь и помирать можно».
Всенародная любовь и признание – вот тот высший критерий, который определяет значимость творчества талантливейшей певицы и артистки, посвятившей всю свою жизнь служению чувашскому искусству.
Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии
Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья
Противодействие коррупции
Профилактика терроризма
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Профсоюзная организация БПОУ Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова
Официальный информационный портал ЕГЭ
Старая версия сайта
Культурное наследие России Культурное наследие Чувашии Русский драматический театр Чувашский государственный театр оперы и балета Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина